Нужно ли хранить память прошлого или что ждет депо в Катовице начала ХХ века?

  • Автор:
  • 30 июня 2018
  • 0

Когда-то здесь было много пара и все двигалось. Это локомотивное депо начала ХХ века. Расположено оно немного западнее центрального вокзала в Катовице (Польша). Сейчас здесь все закрыто и территория поросла бурьяном. Я посетил этот исторический объект в конце мая 2018 года и смог сделать несколько фоток, после чего меня тупо прогнали. Польская железная дорога, к которой относится этот объект  площадью 72176 m², выставила его на продажу за 5 000 000 злотых. Уже несколько лет решается судьба локомотивного депо, но пока все остается по-прежнему. В 2011 году были предложения сохранить его в качестве музейного исторического памятника и сделать даже прибыльным для города. Но видимо на такой проект нужны большие инвестиции, которых пока нет. Похоже, что местные власти не делают никаких шагов в этом направлении. Что же будет дальше? Сохранится ли этот объект как исторический памятник или будет уничтожен? Появится ли здесь новый собственник? Пока эти вопросы остаются без ответа.

Локомотивное депо в 1928 году. Так когда-то все выглядело. Фото взято с сайта: https://katowice.fotopolska.eu/

Пока решается судьба этого локомотивного депо, хочется еще раз рассмотреть, что же здесь было и как примерно все работало. Так сложилось, что мне довелось пять лет работать в сфере железнодорожного транспорта, поэтому эта тема мне в какой-то степени близка и интересна. Собственно, наверное, именно из-за этого я тут и оказался. Сама идея этого депо с вертушкой кажется довольно гениальной. На этапе развития железной дороги возникало много вызовов и препятствий, с которыми нужно было как-то справляться. Этот объект является видимым, пока еще, примером как находили решения некоторых вопросов. В чем гениальность? Посудите сами. Вот изобрели люди железную дорогу и поезда, которые должны по ней передвигаться. Но что особенного здесь? Представьте участок железной дороги и скажем двадцать локомотивов на ней. Где им базироваться, обслуживаться и ремонтироваться? Как им разъехаться, если дорога для всех одна? Как всех их можно было бы разместить вместе и в то же время, чтобы один не мешал другому?

Вот и пришла кому-то мысль или была позаимствована, создать вертушку, которая могла бы разворачивать, заехавший на нее локомотив (без вагонов естественно), под любым углом и соединять рельсы вертушки с рельсами, выбранного пути в ангар.  Как видите,  все ворота были пронумерованы. Так, в одном ангаре размещались более двадцати локомотивов. Здесь же их могли, например, обслуживать или ремонтировать. Кстати, любой локомотив, по правилам, каждую смену обдувается компрессором и вытирается, чтобы всегда оставаться чистым. Эта работа входит в обязанность машиниста или помощника машиниста. Некоторые умудряются сохранять даже крышу в чистоте. 🙂

Здесь хорошо видно рельсы, которые выходят из депо прямо к вертушке. Дальше дело за малым. С помощью электродвигателя,  развернуть ее и соединить с выбранными путями.

Все, что остается в небрежении попадает под власть природной стихии, которая сама расправляется как захочет.

А вот и вертушка, на которую заезжали локомотивы для дальнейшей переброски по назначению.

Вот так по кругу все двигалось.

И соединялось с нужными путями. Все. У тех кто связан с железнодорожным транспортом голова тоже должна крутиться на 360 градусов. По другому никак. Опасная это работа.

Это кабина управления, где находился оператор, обслуживающий весь процесс. Причем, в любое время дня и ночи. Прожектор на будке дополнительно освещал место стыковки рельсов. Ведь главное здесь не промахнуться. 🙂 Поднимать упавший локомотив дело нелегкое. Шучу, если присмотреться, там есть фиксаторы, предотвращающие всякие расхождения рельсов.

Этот механизм что-то наподобие коленвала. Крутящий момент передается от электродвигателя, находящегося в кабине управления, на шестеренку, скользящую по зубьям и двигающую всю эту свадьбу, с локомотивом в придачу,  по кругу.

Не знаю точно, но думаю, что в таких круглых штуках находились башмаки для закрепления локомотива от самопроизвольного движения. Их тут двое с обеих сторон.

Электродвигатель. Внутри кабины управления.

Конечно, многие высказываются за сохранение объекта и предоставления ему статуса исторического памятника. Посмотрим, что будет дальше и как поляки разрулят этот вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нужно ли хранить память прошлого или что ждет депо в Катовице начала ХХ века? - Yurov Ihor